Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
Современная коррупция в России

Пока власть рассуждает о модернизации, чиновники разворовывают страну, за что россияне расплачиваются своими жизнями

 

Вместо модернизации - алчность, коррупция и тотальная безответственность?

"Аргументы и Факты", 15.07.2011

Татьяна Нетреба


Фото: Роман Хасаев, РИА Новости

"После трагедии теплохода "Булгария" рассуждения про модернизацию, инновации, нано-технологии и "супер-пупер" Сколково кажутся какими-то неуместными. Разве все эти модные термины из нашей жизни? С одной стороны, слова красивые, а с другой - реальная жизнь, в которой разваливающаяся на ходу, с глохнущим двигателем и полупустыми топливными баками речная посудина, - привычная вещь. Подавляющая часть инфраструктуры, как известно, унаследована еще от СССР и сегодня находится на грани упадка. Это пока тела детей с речного дна поднимают, все в ужасе: как могли ими рисковать, если было очевидно - кораблик "на ладан дышал"? После трагедии привычно выясняется, что у нас чуть ли не половина речных судов в почти таком же состоянии. А ведь на них и сейчас путешествуют не только взрослые, но и дети. Надо думать, что, не смотря на свежеобъявленную тотальную проверку пассажирских судов, их владельцы найдут способ договориться с проверяющими, разве что взяткоемкость возрастет. Выгода любой ценой. Алчность - предвестница новых катастроф. Продавцы речных туров и на фоне похорон погибших на "Булгарии" продолжают настаивать, что произошедшее - трагическая случайность и не более того. Тотальная безответственность и хозяйственная расхлябанность - главная причина того, что у нас чуть ли не каждый месяц - крупная катастрофа или трагедии: падаем, горим, взрываемся, тонем. Будто и нет в государстве ни одной надзорной, контролирующей инстанции. На самом деле все давно знают, что чиновники, выдающие разрешения - самая коррумпированная и обнаглевшая часть бюрократии. Для них выдать разрешение или запретить эксплуатацию - всего лишь цена вопроса. Лишь очередной российский траур становится поводом провести проверку всех судов, вокзалов, аэропортов, да и то не столько тщательную, сколько показательную. И никто ни за что не отвечает! В аэропорт "Домодедово" не так давно вновь нагрянули следователи. Спустя полгода (!) после теракта заинтересовались документами, касающимися обеспечения безопасности. На деле оказалось, что следователей интересуют не столько схемы охраны и антитеррористические мероприятия, сколько учредительные документы и финансовая документация. Говорят, коробки с такого рода бумагами вывозились из "Домодедово" минивэнами. Многие эксперты уже откровенно говорят в СМИ, что расследование теракта все больше походит на рейдерство в отношении единственного частного аэропорта. Кстати, недавно стали известны новые подробности январского теракта в "Домодедово". Оказывается, опоясанный взрывчаткой смертник попал в здание, минуя рамки из-за того, что милиционер на входе просто - напросто увлекся флиртом с уборщицей. Правда, про вопросы следователей к транспортной милиции почему-то не слышно. И вот после трагедии с "Булгарией" вновь выясняется, что понятие "безопасность пассажиров на транспорте" у нас в стране вообще ничего не значит. Неужели никто из казанских чиновников не знал, что судно, устраивающее круизы по Волге, не имеет лицензии на перевозку пассажиров? Теплоход просто не имел права людей на борт брать! Но за взятку можно все. А разве старые маршрутки, частные автобусы, которые гремят, дымят и набиваются пассажирами, как сельди в бочках, не из этой серии? Их алчные владельцы точно также выжимают из авторазвалюх все, что можно. Правительственные чиновники, отвечающие за транспорт, очень любят порадовать нас рассказами о самолете "Сухой Суперджет", например, покрасоваться перед телекамерами на фоне авиановинки. Но "Суперджет" у нас пока на всю страну один, а находящегося в эксплуатации авиахлама, самолетов, летающих чуть ли ни на одном крыле - пруд-пруди. Осенью были присвоены звания Героев России и вручены ордена мужества членам экипажа аварийно посадившими "Ту-154" под Ижмой в Коми. На высоте более 10 тыс. метров у самолета отказало электропитание, все приборы обесточились. 72 пассажирам, находящимся на его борту, удалось выжить лишь чудом. А спустя несколько дней владельцы "Ту-154" - компания "Мирнинское авиапредприятие" - счастливо объявили, что хотят продолжить его эксплуатацию и самолет "еще может послужить". Из федеральной комиссии и транспортной прокуратуры РФ попытались было с ними поспорить, заявив, что вывезти самолет из леса по-другому нельзя, кроме как в распиленном состоянии. А в результате, по ТВ почему-то с гордостью рассказали и показали как этот, с позволения сказать, "лайнер" все-таки был доставлен в Ухту. При мысли о том, что он и сейчас "служит" людям, охватывает ужас. Чем гордимся? При таком положении дел, у нас (точно!) героем становится любой. Коррупция и круговая безответственность - уже давно в числе главных государственных угроз, а борьба с ними так и не вышла за рамки отдельных показательных выступлений. Когда масштабно хоронят очередных жертв нашей хронической преступной халатности, представители государства каждый раз обещают основательно разобраться в случившемся, наказать виновных, исключить подобное впредь. Но случается новая катастрофа с огромным числом жертв. Героев награждают, а чиновников, при попустительстве и взяткоемкости которых страна каждый день рискует жизнями своих граждан, так и не наказывают. Представители государства за беды в стране не отвечают. И пока они с упоением рассказывают про модернизацию, инновации, нано-технологии и "супер-пупер" Сколково, мы покупаем билеты на "черт знает какие" поезда, самолеты, автобусы, боимся, но все равно вынужденно заходим в метро и собственными силами тушим лесные пожары. Сегодня опять пошли разговоры об усилении ответственности за нарушение правил технической безопасности, премьер В. Путин обратил на это внимание. Но его мнение - все еще не указ?

Источник: http://www.aif.ru/society/article/44505

 

Последний гудок

"Аргументы и Факты", 20.07.2011

Вячеслав Костиков


Коллаж Андрея Дорофеева
Тонут суда или тонет Россия?

Трагедия с теплоходом "Булгария" потрясла Россию. С учётом количества жертв и мировым резонансом можно не сомневаться, что будет проведено самое пристрастное следствие. Но как глубоко решатся копнуть власти?

Пока в предполагаемом списке виновных - владельцы судна, арендаторы, контрольные органы, допустившие, что "старое корыто" вообще вышло в рейс.

Длина цепочки

Вопрос в том, на каком звене оборвётся следственная цепочка? Захочет ли следствие сделать из гибели "Булгарии" только частные (касающиеся речного флота) выводы или масштаб трагедии вынудит власть к критическим оценкам системного характера? В первом случае обвинение будет выглядеть примерно так же, как и при пожаре в "Хромой лошади": "Жадные хозяева, подкупив жадных чиновников, получили разрешение на эксплуатацию опасного объекта, а устроители праздника усугубили ситуацию безответственностью".

Скептики уже сегодня говорят о том, что нежелание обострять обстановку в преддверии выборов может вынудить власть ограничиться упрощённой схемой. То есть обрубить цепочку в том месте, где она переходит от мелких и средних негодяев к крупным. И в этом случае слово "катастрофа", которое выплеснулось на страницы газет под влиянием первых эмоций, будет заменено на более умеренное - "авария". Где их, дескать, не бывает? Сколько падает самолётов, сходит с рельсов поездов, взрывается электростанций!

Но пройдёт ли такая интерпретация? Россия уже прошла немалый путь в сторону Европы и, к счастью, всё меньше напоминает Туркмению, где взрыв складов с боеприпасами всё ещё можно выдать за "возгорание пиротехники для фейерверков".

Сам факт объявления общероссийского траура предполагает, что обществу будет предъявлен более глубокий анализ. И пока большинство говорит о жадности судовладельцев, о возрасте судна, об износе двигателей, для специалистов не секрет, что корабли строятся с огромным запасом долговечности. Вспомним хотя бы знаменитый крейсер "Варяг". Он был заложен на американских верфях в 1898 г. На русскую службу поступил в 1901 г. В 1905 после битвы с японской флотилией, не желая сдаваться, был затоплен экипажем. В том же году поднят японцами, отремонтирован и продолжал службу под японским флагом. В 1916 году был выкуплен Россией и снова отправлен на капитальный ремонт в Великобританию. После революции за неуплату ремонтных расходов "Варяг" был конфискован и продан в Германию. Во время буксировки попал в сильный шторм и затонул в Ирландском море в 1925 г. За 24 года службы "Варяг" ремонтировался и реконструировался дважды.

Почему "Булгарию" 30 лет капитально не ремонтировали? Жадность владельцев? Безусловно. Но есть и иные причины. В последние годы дизельное топливо дорожало с такой стремительностью, что речные пароходства работают на грани убыточности. Какая тут модернизация? И это притом что барыши российских нефтяных баронов просто зашкаливает. Но считаться с интересами других отраслей, "делиться", как говорил Лившиц, они и не думают. А ведь недра России по-прежнему принадлежат государству, и об этом на днях напомнил В. Путин.

Хищники

Проблемы паразитирующего бизнеса возникли не сегодня. После фактически бесплатной блицприватизации 90-х годов в стране возник особый класс российских бизнесменов. Такие на капиталистическом Западе практически не водятся. Это бизнесмены-паразиты. В своё время Г. Явлинский деликатно назвал это новое российское племя "купи-продай". Это сословие не создаёт новых производств, не модернизирует старые, не думает о будущем. Оно выжимает из наследия советской индустриализации максимум прибыли. И сделав "первый отжим", перепродаёт другому собственнику. Тот снова выжимает и снова перепродаёт. Не секрет, что многие советские активы меняли собственников по 10-20 раз. Вплоть до банкротства.

Под рукой у владельцев-паразитов вырос и целый класс паразитирующих менеджеров, успех и доходы которых оцениваются не развитием бизнеса, не модернизацией, а суммой выдавленной из "старых посудин" прибыли. Эти люди, считающие себя новой элитой, так и не стали ни капиталистами, ни менеджерами в классическом понимании этого слова. Они выросли как спекулянты и спекулянтами остаются. И неудивительно, что у них начисто отсутствует нормальный инстинкт европейского собственника - желание передать бизнес детям. Недавнее исследование показало, что наши "капиталисты" и не собираются передавать бизнес детям. Предел мечты - выгодно продать проржавевший заводик и вместе с деньгами съехать за границу.

Прилипалы

За два десятилетия этот паразитирующий класс породил целую цепочку вспомогательных паразитирующих бюрократических структур. Фактически он купил и развратил всю административную систему. Зачем надзорным органам осуществлять надзор, если за взятку выгоднее и проще выписать необходимое разрешение? Зачем милиционеру заниматься защитой граждан, когда за крышевание бизнеса можно урвать много больше? Зачем прокурору сажать рэкетира, если за закрытие дела можно получить подарок в виде особняка или земельного надела? Зачем налоговику раскрывать схему преступного ухода от налогов, если, закрыв глаза на обман, он может получить 20-30% навара? Зачем строительной фирме тратиться на качественное жильё, если сертификат соответствия можно получить в дружественной мэрии? И так по всей надзорной, проверяющей, разрешающей и "силовой" цепочке.

В системе речного транспорта существует около 30 надзорно-разрешающих органов. И тем не менее аварийная "Булгария" выходила в рейс. Иными словами, все эти 30 надзорных органов лишь имитировали надзор и защиту интересов граждан, а фактически тоже паразитировали на коррупционном подкорме.

* * *

Крейсер "Варяг" погиб как символ гордой, несдающейся России. "Булгария" пошла ко дну как символ паразитирующей, нежизнеспособной системы. Системы, при которой паразитирующий класс буржуазии и купленная ею бюрократия превращают нашу Родину в страну тотальной имитации. Имитации экономического роста, имитации демократии, имитации обороноспособности, образования, науки... Сходный диагноз ставит в эти дни и мировая пресса, называя погибших на "Булгарии" - "жертвами коллективного отрицания реальности". Сможет ли российская власть поставить честный диагноз? Или дело ограничится трауром и спуском на воду памятных венков?"

Источник: http://www.aif.ru/society/article/44548

   
Яндекс-цитирование