Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
Россия проедает не только свои сырьевые ресурсы, но и основные фонды, созданные трудом прошлых поколений
Modernizatsya.ru: Жизнь за счет будущего
Газета Ведомости, 15.11.2010
(приводится с комментариями)
Владислав Иноземцев
(директор Центра исследований постиндустриального общества, главный редактор журнала "Свободная мысль")
Сегодняшняя российская власть, доказывая свою экономическую успешность, прежде всего апеллирует к уровню жизни граждан. Этот показатель действительно демонстрирует устойчивую позитивную тенденцию к росту: подушевой ВВП в рыночных ценах в 2000-2009 гг. вырос в 5,5 раза, средняя заработная плата - в 8,4 раза, средняя начисленная пенсия - в 7,5 раза. Опровергать эти данные бесполезно, да и ненужно.
В подобной ситуации большинство оппонентов правительства представляют дело таким образом, будто все хозяйственные достижения последних лет обусловлены исключительно внешними факторами - повышением цен на сырьевые ресурсы и, соответственно, притоком в Россию дополнительных средств. Однако, несмотря на быстрый рост доли экспорта в общем объеме добываемых природных ресурсов и продукции их первичного передела (в середине 1980-х из СССР экспортировалось 5,0% всего добываемого угля, 5,5% круглого леса, 10,7% газа и 19,7% нефти - а в 2009 г. соответственно 35,2, 23,8, 28,8 и 58,4%), не только этот фактор обеспечивает повышение уровня жизни.
Посмотрим на статистические данные. В 2009 г. продажа только нефти и нефтепродуктов принесла России $140,3 млрд, или 46,6% экспортных доходов. Еще $39,4 млрд, или 13,1%, было обеспечено экспортом газа. В 2010 г. ситуация улучшилась: по итогам восьми месяцев экспорт нефти и нефтепродуктов составил $128,6 млрд, а газа - $28,6 млрд. Но посмотрим на цифры повнимательнее: за 2000-2009 гг. среднегодовая цена нефти выросла в 2,16 раза, а объем ее экспорта - в 2,7 раза. По газу экспортные цены за тот же период выросли в 2,9 раза, но экспорт сократился на 15%. Если взять среднегодовой объем экспорта нефти за этот период и умножить его на разницу цен, мы получим, что нефтяной "нетрудовой доход" России составляет "всего" $33-35 млрд ежегодно, или 2,6-2,7% ВВП, если считать по рыночному курсу (в 2008 г. он достигал 5%, что было своего рода аномалией). По газу соответствующие показатели составляют $14-16 млрд в год, или 0,9-1,1% ВВП. И даже если добавить сюда другие виды сырья и продукции низкой степени переработки, общая "прибавка" за счет конъюнктуры не превысит 4,5% ВВП - при этом нужно принимать в расчет и то, что часть ее обеспечена вполне реальным ростом производства этих товаров.
Даже самый приблизительный расчет показывает: повышение цен на экспортируемые товары не обеспечит приближение уровня жизни к показателям, достигнутым в конце 1980-х гг. (а именно о возвращении к тем уровням обычно и говорят в контексте преодоления "постсоветской" рецессии). Значит, должно быть и что-то еще.
На наш взгляд, этим недостающим звеном является недоинвестирование, о котором наши оппозиционеры говорят куда реже, чем о нефтяной ренте. Посмотрим теперь на цифры на этом направлении. Согласно официальной статистике в РСФСР в годы XII пятилетки (1986-1990) доля инвестиций в ВВП была несколько выше, чем в среднем по СССР, и достигала 31,0-31,5%. Некоторые исследователи, базируясь на собственных методиках, определяют ее на уровне 33,4-35,0% ВВП. Как бы то ни было, в России в 2009 г. на валовое накопление тратилось... 18,6% (в среднем за период 2000-2009 гг. - 21,3%). Простое сравнение показывает, что в "благополучные 2000-е" страна получала от банального недоинвестирования как минимум вдвое больше, чем от благоприятной внешней конъюнктуры. То есть на один доллар, приходивший из-за границы в оплату за подорожавшие ресурсы, приходились два доллара, которые попросту не вкладывались в развитие нашей промышленности и инфраструктуры.
Элементарные статистические сравнения подтверждают этот факт. В 1985-1987 гг. в РСФСР строилось в среднем по 6200 км автомобильных и 700 км железных дорог в год - в 2009-м их было введено в строй соответственно 1400 и 60 (!) км. За постсоветский период в стране не построено ни одного нового нефтеперерабатывающего или цементного завода. С 1992 по 2010 г. введено в строй пять новых атомных реакторов, тогда как в 1981-1990 гг. - 15. Про расходы на оборону я и не говорю. Практически полностью свернуто производство гражданской авиационной техники, грузовых судов, тракторов и сельскохозяйственных машин. Инвестиции в аграрный сектор в сопоставимых ценах снизились более чем втрое. Из 755 000 объектов незавершенного строительства, насчитывавшихся в РСФСР по состоянию на 1 января 1991 г., были закончены менее 11%. И неудивительно, что средний срок службы оборудования в промышленности сегодня достигает 17 лет (в 1987 г. в РСФСР - 10,7 года), а коэффициент износа превышает 48,8%, а в ряде отраслей достигает 75% (в 1987 г. - в среднем 36%). В 2000-е гг. мы привыкли жить не за счет дорогих нефти и газа - мы привыкли прожирать собственное будущее, жить в долг, занимая у детей и внуков.
Кризис, с которым российская экономика столкнулась в 2008-2009 гг., подтверждает эту тенденцию. В 2009 г. доля расходов на конечное потребление домохозяйств в ВВП выросла с 48 до 53,6%, а органов государственного управления - с 17,2 до 20% (в совокупности на 8,4 процентного пункта), тогда как доля накопления сократилась на 6,6 процентного пункта. Падение цен на нефть только ускорило проедание остатков производственного потенциала страны. И даже несмотря на все большие "инвестиционные" расходы бюджетов всех уровней, реальные показатели обновления основных фондов и реализации инфраструктурных объектов не растут. И это значит, что деньги распиливаются и вновь отправляются на потребление, в том числе и правящей бюрократии, а страна продолжает жить по инерции, черпая источники краткосрочной радости в устойчивой и долговременной демодернизации...
Комментарии к статье:
Автор совершенно прав в том, что Россия сегодня проедает и сырьевые ресурсы, и свои основные фонды, и практически ничего не инвестирует в свое экономическое развитие. Это - одно из проявлений современного экономического кризиса в России. Именно за счет этого в последние 10 лет у нас возникла иллюзия того, что мы не так уж плохо живем: мы просто проедаем то, что нам дано природой и что создано трудами наших отцов и дедов. И за это очень скоро нам придется расплачиваться.
Однако у многих читателей может возникнуть сомнение в правильности того, о чем пишет автор, с экономической точки зрения. Согласно общепринятым представлениям, инвестиции представляют собой вычет из уже созданного валового внутреннего продукта (ВВП), поэтому если страна совсем не инвестирует в собственное развитие, то она может за счет этого на какое-то время повысить зарплаты и пенсии, но размер созданного за год ВВП у нее от этого не увеличится. А между тем, в течение 2000-2007 гг. ВВП России в реальных ценах вырос примерно в 2 раза.
Для того чтобы объяснить данный феномен: каким образом Россия, практически не строя новых производств, смогла в 2 раза увеличить свой ВВП и уровень жизни, необходимо ввести такое понятие как мультипликатор роста, о котором забывает упомянуть Иноземцев, в частности, когда пишет о нефтяных сверхприбылях, полученных Россией в 2000-е годы. Неправильно полагать, что нефтяной "нетрудовой доход" России в размере 50 млрд. долл., что эквивалентно 4% годового ВВП, мог обеспечить рост ВВП страны только на 4%. В действительности каждый дополнительный рубль дохода создает в экономике дополнительный спрос, который способствует экономическому росту. Если предположить, что мультипликатор роста применительно к нефтяным доходам равнялся 5, то сверхдоходы от нефти в размере 4% годового ВВП могли обеспечить прирост российского ВВП в течение 2000-2007 гг. на целых 20%.
То же касается проедания основных фондов, о котором пишет автор статьи. Если вместо того чтобы проводить капитальный ремонт, например, теплосетей города или электросетей страны, чиновники "распилили" выделенные для этого средства, но не спрятали их в кубышку, а использовали "распиленные" суммы для строительства вилл, покупки квартир, автомобилей и т.п. (что было характерной приметой 2000-х годов), то это также через мультипликатор роста могло способствовать некоторому приросту ВВП. В развитых экономиках общая доля расходов на капитальный ремонт (амортизацию) в ВВП традиционно составляет порядка 8% (данная оценка приведена в учебнике "Экономика" П.Самуэльсона). Если принять такой же процент для России и принять также, что чиновники ежегодно "распиливали" половину этой суммы (то есть 4% ВВП), то эффект для роста ВВП мог быть сравним с тем, который оказали нефтяные сверхдоходы (но все же меньше, поскольку часть "распиленных" сумм чиновники наверняка прятали).
Таким образом, получалось, что статистика ВВП все эти годы показывала неуклонный рост, но она не учитывала фактическую деградацию основных фондов: тех же тепло- и электросетей, производственных и жилых зданий и т.д.
Вместе с тем, эти два фактора, на которые ссылается в своей статье Иноземцев: нефтяные сверхдоходы и проедание основных фондов, - были не единственными. Еще один важный фактор роста ВВП и уровня жизни населения в 2000-е годы - низкие расходы на оборону в сравнении с СССР и относительно невысокое "бремя внешней политики". В бюджете СССР расходы на оборону составляли порядка 50% всех бюджетных расходов и были значительно больше (в % к ВВП), чем у современной России. То же касается "бремени внешней политики". Советский Союз выделял огромные субсидии странам социалистического лагеря и еще десяткам своих "друзей" по всему миру - в том числе через заниженные цены на поставляемые им топливно-сырьевые ресурсы. Сегодня список "друзей" или союзников, получающих российскую помощь, на порядок меньше - Белоруссия, Южная Осетия и на этом список практически исчерпан. Соответственно, резкое сокращение военных расходов и субсидий "друзьям" России позволило высвободить значительные бюджетные средства, которые в период президентства Путина были использованы для повышения уровня жизни граждан страны и через все тот же мультипликатор способствовали росту ВВП в этот период.
Все эти уточнения не умаляют главного вывода, вытекающего из статьи. Россия действительно живет сегодня за счет своего будущего. Приведенные факты и выводы показывают, что дальнейших перспектив сколько-либо существенного экономического роста у России нет - поскольку исчерпаны все источники, которые до сих пор ему способствовали; зато есть реальная перспектива экономического краха. Если чиновники каждый год "распиливали" часть средств, предназначенных для капитального ремонта, и так продолжалось 20 лет, то рано или поздно наступит день, когда просто для поддержания нормального существования (для отопления и освещения городов, для обеспечения водоснабжения и поддержания функционирования жилых зданий) надо будет на капитальный ремонт ежегодно тратить не 8% от ВВП, согласно норме, а, по меньшей мере, 20-30% в течение ряда лет. А это создаст очень серьезную нагрузку на экономику и приведет к резкому снижению реальных доходов населения.
Более того, может оказаться, что для проведения столь масштабного капитального ремонта всей страны у России нет производственных мощностей, которые были разрушены за годы "демократии". И тогда понадобиться тратить часть ВВП еще и на фактическое воссоздание этих отраслей, что еще более сократит возможности бюджета по выплате пенсий и зарплат.
То же касается расходов на оборону. В один прекрасный день может оказаться, что того уровня военных расходов, которые до сих пор нес российский бюджет, явно недостаточно. Может возникнуть острая внешняя угроза для России (не будем уточнять, какая именно), которая заставит ее тратить в разы больше на свою оборону. А взять эти средства для обороны можно будет только за счет перераспределения бюджета и ВВП - в частности, за счет урезания пенсий, зарплат, субсидий и т.п. Таким образом, проснувшись однажды, мы можем обнаружить, что просто для поддержания нашего существования и защиты от внешних угроз мы должны раза в два-три понизить уровень нашего потребления.
Еще одна опасность связана с той структурой ВВП, которая сложилась в течение 2000-х годов. В конце существования СССР экономисты утверждали, что у советской экономики - "неправильная" структура: слишком большой оборонный сектор, слишком много производится тракторов, станков и т.д. Отчасти это было действительно так, и это усугубило тот страшный обвал экономики, который произошел в 1990-е годы. Но сегодня мы также имеем в стране совершенно "неправильную" структуру экономики, что чревато серьезными потрясениями в ближайшем будущем.
Нынешняя структура экономики ориентирована в основном на "переваривание" мощного потока нефтедолларов, обрушившегося на нашу страну, и не менее мощного потока средств, "распиленных" чиновниками. Эти потоки сформировали весьма своеобразный спрос на товары и услуги. В частности, чиновники и нефтяники, обогатившиеся от экспорта нефти, все последние годы тратили свалившиеся на них нефтедоллары и "распиленные" средства так, как в иной ситуации они бы никогда не поступали: покупали элитные квартиры в разных городах, собирали "коллекции" дорогих автомобилей, заводили "гаремы" дорогих любовниц и т.д. Этот вброс сверхдоходов в экономику способствовал экономическому росту в соответствии с описанным выше эффектом мультипликатора. Но росту весьма специфическому. Так, спрос на элитные квартиры и виллы со стороны нефтяников и чиновников привел к строительному буму на рынке элитной недвижимости, а спрос на массажные и косметические услуги и шикарную одежду со стороны их жен и любовниц привел к невиданному количеству бутиков и массажно-косметических салонов. Все это до последнего времени было одним из факторов, способствовавших росту ВВП.
Но все созданные таким образом "отрасли" (бутики, салоны, строительство элитного жилья и т.д.) существуют лишь потому, что через них течет непрекращающийся поток нефтедолларов и "распиленных" средств. И как только этот поток закончится (а в отношении нефти это может случиться внезапно, как уже случалось ранее, например, в 1980-е годы), то мультипликатор роста заработает в обратном направлении. Тогда бутики, салоны, а также строительные компании и агентства в области элитной недвижимости начнут закрываться, потому что без нефтедолларов их услуги станут никому не нужны. Люди, занятые в этих секторах, окажутся без работы, а ВВП упадет в той же степени, в какой он вырос за 2000-е гг.
Признаком того, что это будет именно так, могут служить события 2009 года. Тогда единственной причиной экономического кризиса в России стало понижение мировых цен на нефть, которое было не очень значительным (финансового кризиса как такового и серии банкротств в России не было, в отличие от стран Запада). Средняя цена по экспорту российской нефти снизилась с 70-95 долларов за баррель в 2007-2008 гг. до 50 долл. в 2009 г., то есть всего лишь на 30-40% - до уровня 2005-2006 гг. А ВВП России в 2009 г. упал на 9%. Если же нефтяные цены в один прекрасный день упадут, например, до уровня 2000 года (20 долл. за баррель), то есть в 4 раза по сравнению с сегодняшним днем, то падение ВВП России только за счет этого фактора может достичь 20-30%.
Но может случиться и так, что все три обозначенные выше угрозы совпадут во времени. То есть обрушатся цены на нефть, вызвав экономический кризис и обвал ВВП; одновременно возникнет острая внешняя угроза, которая заставит Россию тратить в разы больше на свою оборону; и одновременно выяснится, что основные фонды, как производственные, так и непроизводственные, изношены до последней степени и требуют огромных инвестиций для своего восстановления. И тогда России придется забыть про "потребительский рай", в котором мы как в угаре прожили и проели все ранее накопленное, затянуть пояса и заняться тяжелым трудом по восстановлению экономики, разрушенной за годы "демократии" и бардака.
|
|
|