Энергетические олигархи душат народ тарифами
Энергетические олигархи — угроза социально-политической стабильности России
4 мая 2019
Игорь Матвеев
За войной в Сирии, кризисом на Донбассе и пенсионной реформой прошло незамеченным событие, которое через несколько лет может стать катализатором социального протеста в российских регионах, своего рода реинкарнации «лихих 90-х», только бороться за политическую стабильность властям придётся не с «семибанкирщиной», а с «шестиолигарщиной» энергомонополистов.
Минэнерго, пролоббировав в 2017 году дальнейшую монополизацию рынка теплоснабжения регионов, заложило мину замедленного действия. В первую очередь, конечно, под губернаторов и мэров, но в немалой степени и под «транзит власти» 2024 года. 19 июля 2017 года Государственная дума приняла поправки к Федеральному закону «О теплоснабжении» и к ряду законодательных актов Российской Федерации в этой сфере. Теперь региональные органы власти могут добровольно отказаться от своих прав на жёсткий контроль тарифов теплоснабжения для населения в обмен на обязательства энергетиков увеличить инвестиции в ремонт станций и сетей. Предельный уровень роста тарифов рассчитывается по методу «альткотельной». За сотней математических формул скрыт простой смысл: определить, при какой цене за гигакалорию население региона начнет в массовом порядке отказываться от централизованного теплоснабжения.
Благими пожеланиями выстлана дорога в… «альткотельную»
По мнению энергоолигархов, депутатов и чиновников Минэнерго, переход на рыночное ценообразование в теплоснабжении стимулирует привлечение инвестиций в модернизацию изношенной инфраструктуры теплоснабжения. В этом есть правда, но далеко не вся. Беда в том, что в дискуссии «за» и «против» метода «альткотельной» возможности участников обсуждения далеко не равны. Энергетики могут позволить себе расходы по привлечению авторитетных специалистов, оплату публикаций со своей точкой зрения в средствах массовой информации. У оппонентов, которые представлены в основном энтузиастами-учёными и немногочисленными компетентными в энергетике общественниками, возможностей для ведения публичной дискуссии куда меньше. Яркими примерами являются разработка схем теплоснабжения городов и расчёт предельного уровня цен на тепловую энергию. Даже у муниципалитета Новосибирска, третьего по величине города России, почему-то не нашлось в бюджете нескольких десятков миллионов рублей для актуализации схемы теплоснабжения на 2019 год. Неудивительно, что документ был написан (и утвержден приказом министра энергетики РФ) под диктовку компании «СИБЭКО», владельца четырех городских ТЭЦ. Схема теплоснабжения усиливает её монополию за счёт уничтожения локальных котельных, прежде всего муниципальных. Вопрос резервирования мощностей в случае выхода из строя ТЭЦ при низких температурах, что многократно имело место быть в российских городах, в данной ситуации не рассматривается. И остаётся только посочувствовать федеральному центру и МЧС, которым, как всегда, придётся устранять последствия принятия таких волюнтаристских решений. Да и ухудшение экологии городов из-за закрытия газовых котельных и увеличения сжигания на ТЭЦ угля в расчет не принимается. Расчёты предельного тарифа (по методу «альткотельной») тоже требуют немалых затрат, которых общественники позволить себе не могут. Достаточно открыть постановление правительства Российской Федерации от 15 декабря 2017 г. №1562 «Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию…», чтобы понять масштаб расчётов. Этот весьма объемный документ буквально напичкан формулами и различными понятиями. Учитывая, что количество таких формул зашкаливает далеко за сотню, можно себе представить, с какими трудностями столкнется общественность, которой вдруг вздумается проверить правильность расчётов цен за тепло и горячую воду… На сайте одного из крупнейших теплоэнергетических российских монополистов, «Сибирской генерирующей компании» (СГК), понятие «альткотельной» разъясняется так:
Это метод справедливого и универсального расчета цены на тепловую энергию исходя из следующего подхода: что дешевле построить — собственный источник тепла или подключиться к уже существующему? При таком подходе цена на тепло рассчитывается следующим образом: за основу берется стоимость строительства нового источника тепла (той самой «альтернативной котельной»), подключения к нему потребителей и дальнейшего его обслуживания (строить при этом ничего не нужно). На основе этих затрат утверждается предельный уровень для всех источников в городе, дороже которого продавать тепло нельзя. То есть «альткотельная» — это порог, планка цены.
И далее:
Предельный уровень цены на тепловую энергию будет устанавливать орган тарифного регулирования региона (региональная энергетическая комиссия и т.п.). Итоговые цены для потребителей определяются по соглашению сторон не выше предельного уровня.
Налицо манипуляция понятиями, а за ширмой слов один и тот же смысл: верхняя граница цены – это отказ граждан от центрального теплоснабжения. Но если население начнет отказываться раньше, когда тариф не перешёл границу, то это уже головная боль не энергетиков, а местной власти, которая разрешила загнать население в ценовую ловушку. И весь этот сизифов труд по расчёту «границы терпения населения» нужен энергетикам для того, чтобы убедить региональных чиновников в том, что в Магадане можно (и нужно!) поднять тариф на тепло значительно больше, чем в Сочи. Прежде всего потому, что жителю Сочи не так страшно замёрзнуть зимой в своей квартире, чем северянину. Жители Сочи раньше начнут переходить на локальные источники тепла, чем северяне, чтобы навсегда забыть о центральном теплоснабжении, которое стало для них разорительным.
Только вот вспомнят ли они при этом добрым словом губернаторов и мэров, которые заставили их раскошелиться на собственную систему теплоснабжения? И не прилетит ли региональным чиновникам из Кремля за падение рейтингов власти? Ведь с этого года администрация президента оценивает работу губернаторов по новым критериям, первый из которых – уровень доверия населения к органам власти в целом и конкретно к президенту.
О конкуренции на рынке тепла приказано забыть
«Альткотельная» определяет границу массового отказа потребителей от централизованного отопления. Но чтобы этого в принципе не могло произойти в многоквартирных домах, предусматривается уничтожение локальных котельных-конкурентов ТЭЦ. Для этого в закон «О теплоснабжении» внесли понятие Единой теплоснабжающей организации (ЕТО) с монопольными полномочиями и полной ответственностью за обеспечение населения теплом. Отказавшись от контроля за тарифами, региональные чиновники по закону одновременно снимают себя всю ответственность за эту важнейшую социальную сферу. Все переходит к ЕТО. Она становится единственным (!) поставщиком тепловой энергии. Выбор останется только у потребителей (в основном бизнес-структуры), которые уже сейчас приобретают тепловую энергию (мощность), теплоноситель только для себя по договорной цене. Вот они еще могут выбирать поставщика тепла, если такие останутся на рынке. Разумеется, они не смогут перепродавать это тепло населению, чтобы не создавать конкуренции ЕТО. Таким образом, население попадает в полную зависимость от ЕТО, поскольку не имеет права поменять её на другого поставщика тепла с более выгодными условиями. Расчёты с населением за тепло производит ЕТО, а уже потом оплачивает услуги тех конкурентов, которым она разрешит не разориться. Таких останутся единицы, как показал пример Новосибирска. Муниципалитет передал в концессию компании «СИБЭКО» (с 2018 года она принадлежит компании СГК») 26 муниципальных котельных в аренду в обмен на обязательства их ремонта и модернизации. Однако в 2018 году СГК выполнила инвестиционные обязательства на 1 (!) процент и стала просто останавливать муниципальные газовые котельные для увеличения рентабельности своих четырех угольных ТЭЦ. Выведенная мощность равна производительности новосибирской ТЭЦ-4, соответственно, резко увеличились выбросы вредных веществ в атмосферу Новосибирска. Непонятно, как поправки в закон одобрили антимонопольные и антикоррупционные органы России. Ведь теперь: «…ЕТО получит преимущественное право на заключение договоров аренды государственных и муниципальных объектов недвижимости и концессионных соглашений без проведения конкурса. ЕТО также будет вправе самостоятельно выступить инициатором заключения концессионного соглашения – в таком случае ее предложение не должно публиковаться на сайте www.torgi.gov.ru для сбора заявок от иных заинтересованных в заключении соглашения лиц…» «Парламентская газета» уже даже опубликовала диаграмму с примерным расчётом того, насколько повысятся тарифы в разных городах РФ:
Эти данные показывают, судя по всему, стартовый рост тарифов. Гендиректор СГК Степан Солженицын в своих публичных прогнозах не исключает, что тариф на тепло в Новосибирске может увеличиться за 5-6 лет вдвое.
На «альткотельную» нас заставляют переходить Обама и Трамп?
Члены Комитета Госдумы РФ по энергетике, видимо, понимали степень непопулярности своих предложений по «альткотельной» и ЕТО. А также невысокий уровень аргументации своих нововведений. Поэтому, не мудрствуя лукаво, решили переложить всю ответственность на врагов России, сжимающих тиски санкций. Вот цитата из финансово-экономического обоснования поправок в закон о теплоснабжении:
Сложная экономическая ситуация на фоне осложнения геополитической обстановки делает актуальным поиск внутренних источников для развития российской экономики, в том числе в сфере централизованного теплоснабжения как важной инфраструктурной отрасли российской экономики. В условиях кризиса сохранение полного государственного регулирования всех хозяйственных операций в отрасли возложит на государство значительную ответственность за все принимаемые за бизнес решения и потребует от государства соразмерного вклада в финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. За последние 20 лет развитие централизованного теплоснабжения в нашей стране прекратилось, и оно пришло в полный упадок (как технологический, так и экономический). 31% источников тепловой энергии и 68% тепловых сетей эксплуатируются с превышением нормативного срока службы. По имеющимся оценкам, накопленное недоинвестирование в отрасли составляет около 2,5 трлн рублей до 2025 года.
Получается, что, если бы не защита национальных интересов России на международной арене и связанные с этим санкции Запада, то в России с отоплением всё было бы нормально? Однако тут Госдума противоречит сама себе, не замечая очевидного: ведь регресс «централизованного теплоснабжения» продолжается 20 лет и начался ещё тогда, когда никаких санкций и осложнения международной обстановки не было и в помине. А, следовательно, вина самой Госдумы в этом совершенно очевидна. Но и это ещё не всё. Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин, выступая на прошедших недавно в Госдуме экспертных слушаниях «Экономика России на современном этапе: кризис или подъем?», напомнил, что, по официальным данным Минфина, федеральный бюджет постоянно пополняется деньгами, которые потом «валяются без движения». «На 1 апреля они (резервы) составили 11 трлн. рублей. На эти деньги можно построить страну заново», — отметил Делягин. Эта цифра никем из присутствующих не оспаривалась. Вопрос на понимание: отчего Госдума и Совет Федерации РФ видят и находят деньги в кармане обычного потребителя тепла и горячей воды, а не в федеральном бюджете? И почему в условиях увеличения уровня бедности в стране перекладывают ответственность власти за организацию теплоснабжения россиян на энергомонополистов, полностью развязывая им руки в ограблении россиян?
За «альткотельную» сполна заплатит не только население, но и власть
В приснопамятные 90-е при стареющем Борисе Ельцине страной фактически руководил крупный бизнес, получивший своё состояние благодаря проведению залоговых аукционов и грабительской приватизации. После того как президентом стал Владимир Путин, этот бизнес был вынужден снизить своё влияние на политическом поле России, что позволило до настоящего времени сохранять определенную социальную стабильность в обществе. Похоже, что привычной стабильности приходит конец, и региональные власти останутся лицом к лицу с возмущенным населением. К примеру, крупнейший российский теплоэнергетический монополист, «Сибирская генерирующая компания», обеспечивающая теплом Красноярск, Новосибирск, Рубцовск, Барнаул и другие населённые пункты, в свою очередь, принадлежит «Сибирской угольной энергетической компании», которой владеет Андрей Мельниченко, 8-й в российском списке «Форбс» и 93-й в мировой табели о рангах российский миллиардер с состоянием около 13 млрд. долларов, обладающий одной из самых больших в мире яхт стоимостью в 450 млн. фунтов стерлингов.
Кстати, жители Красноярска даже использовали образ яхты Мельниченко во время акций против загрязнения воздуха. На развешанных в городе баннерах с фотографиями судна мачты заменили на дымящиеся трубы и написали «ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3. Эту яхту оплатил Красноярск». Согласно многочисленным сообщениям СМИ («Политликбез», 19RUS.INFO, «Красноярское время» и других), владельцем «СУЭК» является кипрская оффшорная компания. Согласимся, что очень трудно будет объяснять населению постоянное повышение тарифов на тепло и горячую воду, опережающее рост пенсий и зарплат, при том, что налоги теплоснабжающей организации почему-то уходят на солнечный остров Кипр. После уничтожения конкурентов уже ничто не помешает шести крупным энергетическим компаниям России диктовать свои условия сначала региональным, а потом и федеральным властям. Ничто не ограничит их аппетиты при повышении предельного уровня роста тарифов. Ведь на кону будет жизнь населения России, а с таким количеством заложников можно требовать от властей больших уступок. СГК и другие подобные монополисты неизбежно придут к тому, что постараются не только установить более «тесные» отношения с депутатами местных советов и законодательных собраний регионов, но и станут активно «продвигать» и финансировать избрание в состав исполнительных органов власти своих людей для защиты «альткотельной» и ЕТО. В условиях бездействия властей по защите интересов населения в сфере теплоснабжения социальные протесты могут перерастать в политические. Мы это уже проходили в 90-е. По тарифу «альткотельной» сполна заплатит не только население, но и власть: план мягкого президентского транзита в 2024 году станет еще менее реален.
Источник: TopWar.ru
|