Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
Новая реформа школы – возврат от западной к советской системе образования. Фурсенки приходят и уходят, а миллионы детей страдают
Хорошо забытое новое
Большинство перемен в современном школьном образовании лишь возвращают к советским реалиям
«Новые Известия», 29.08.2014
Диана Евдокимова
В понедельник, 1 сентября, страна отметит День знаний, а школьники отправятся за парты. В новом учебном году учащихся ожидают изменения, большинство из которых уже вводились, а затем были отменены. Так, в школы возвращается выпускное сочинение, раздел «говорение» на выпускном экзамене по иностранному языку и нормы ГТО. На подходе – пятидневка и единые дни каникул. Школьников перемены пугают неизвестностью, а эксперты предлагают ввести мораторий на изменения, чтобы дать возможность учащимся адаптироваться к уже существующим правилам.
Одиннадцатиклассница гимназии города Новодвинска Виктория Леванидова рассказала «НИ», что с приближением учебного года ее все сильнее охватывает тревога: «Что-то постоянно меняется, и это пугает. Любое изменение требует подготовки, а времени дается не так уж много. Например, через полгода уже надо писать сочинение, а темы объявили довольно сложные. Придется перестраиваться и из-за отмены части «А» по русскому языку. Ведь если расширят часть «В», то времени на экзамене может не хватить».
В нынешнем учебном году школьники столкнутся с рекордным количеством изменений. При этом большинство перемен – это возвращение старых, часто даже советских традиций. Помимо изменения тестов ЕГЭ для учащихся 11-го класса ввели обязательное итоговое сочинение. Школьникам двенадцати регионов страны придется в обязательном порядке сдавать нормативы ГТО. Появятся электронные версии учебников, а учеников начнут тестировать на наркотики. В Москве же многие школы перейдут на пятидневку и единые дни каникул.
Обязательное итоговое сочинение – самое важное новшество для нынешних 11-классников. Сдавать сочинение будут в декабре. В минувшую среду были объявлены пять тематических направлений, по которым следует готовиться («НИ» писали об этом в номере от 28 августа 2014 года). Работа будет оцениваться по системе «зачет – незачет», но вузам дали право прибавлять за сочинения до 10 баллов к результатам ЕГЭ.
«Мне близки химия и математика. Я постаралась на весь год расписать к ним подготовку, а теперь придется полгода готовиться к сочинению. Я никогда не писала его самостоятельно. Преподаватель давал тему заранее, была возможность почитать дополнительную литературу», – жалуется «НИ» ученица 11-го класса города Парбиг Томской области Инна Черепанова.
Изменилась и процедура сдачи ЕГЭ. Теперь досрочно написать его сможет любой желающий выпускник (без указания причин) в специальных независимых центрах сдачи ЕГЭ, которые создадут по всей стране. Разрешено писать ЕГЭ в год, когда завершается изучение предмета. Например, географию можно будет сдавать после 10-го класса. Впервые разрешаются пересдачи ЕГЭ и ГИА (аналогичные выпускные экзамены для девятиклассников), правда, только в случае непреодоления минимального порога баллов по предмету.
Что касается отдельных предметов, то главным новшеством станет возвращение раздела «говорение» в ЕГЭ по иностранному языку. Пока – по желанию выпускника. Ответ ученика будет фиксировать диктофон. Кроме того, из ЕГЭ по русскому языку уберут часть «А» – тестовые задания, где нужно выбрать один вариант ответа из нескольких предложенных. «Для того чтобы экзамен проходил максимально объективно, необходимо сделать так, чтобы ответ нельзя было угадать», – пояснил по этому поводу на днях глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов.
«Часть «А» – не такая уж «угадай-ка». Часто там встречаются уловки. Я готовила ее с 6-го класса. Насмарку пять лет! Сочинение тоже надо вводить постепенно. У нас часов физкультуры было больше, чем литературы», – возмущается в беседе с «НИ» 11-классница из Краснодарского края Алина Анисимова.
С этого учебного года в школы возвращается комплекс ГТО. В сентябре новшество охватит школы 12 регионов, с января следующего года – все образовательные учреждения страны. Среди 11 возрастных групп на школьников рассчитаны пять. Значков будет три вида – золотой, серебряный и бронзовый.
Среди упражнений – бег на 50, 100 и 1000 метров, стрельба из пневматического пистолета, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине, отжимание и метание гранаты. Обещано, что вскоре, хотя и не с этого года, успешная сдача норм ГТО может дать дополнительные баллы при поступлении в вуз.
«Мы очень аккуратно относимся к введению норм ГТО. Пока все идет в виде эксперимента и без фанатизма. Детей ни к чему не будут принуждать – все на добровольной основе», – заверил «НИ» директор столичного центра образования №109 Евгений Ямбург.
Еще с 1 января 2015 года каждый школьный учебник будет дублироваться в цифровом виде. Однако не все дети имеют возможность приобрести ноутбук, электронную читалку или планшет, и неизвестно, обеспечит ли их оборудованием школа, или бремя дополнительных расходов ляжет на родителей.
Большинство московских школ в этом году перейдут на пятидневную учебную неделю и единые дни каникул. «Пятидневка не означает, что в субботу дети остаются без дела. Данный режим позволяет наиболее эффективно создать расписание, освобождает день для факультативов, экскурсий, дополнительных занятий», – сказала «НИ» заместитель руководителя департамента образования Москвы Татьяна Васильева.
«Пятидневка может принести как вред, так и пользу. Для взрослых детей суббота может стать временем для получения новых знаний вне школы, однако если дети на это не мотивированы, они могут воспользоваться этим для безделья. Нужно помнить и о том, что пятидневка требует перестройки учебных планов, могут сократиться часы на изучение предметов», – полагает Евгений Ямбург.
Есть и новшества, которые не касаются учебного процесса. Например, во всех школах вводится тестирование на наркотики – и с помощью анкеты, и путем анализов. Для школьников тестирование обещано сделать добровольным. «Единого механизма тестирования нет. Региональные министерства с учетом местной специфики и опыта будут рекомендовать школам, какой тест использовать», – сообщили «НИ» в Минобрнауки. Минздрав обещает результаты тестов не разглашать и использовать только общие данные по распространенности наркомании в конкретных школах или населенных пунктах.
«Количество изменений чрезмерно. Я бы предложил ввести мораторий на изменения в образовательной политике хотя бы года на три, чтобы старшеклассники отучились по единым правилам. Образование лихорадит, каждый день появляются новости, и это не оздоравливает систему, а вызывает напряжение и страх», – сказал «НИ» научный руководитель Института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский. Наш собеседник уверен, что за валом этих «нововведений, затрагивающих жизнь детей, но по сути не меняющих работу системы», легко спрятать существенные проблемы: «Почти критическая финансовая ситуация, когда регионам тяжело выполнять обязательства по зарплате. Правовую ситуацию надо улучшать. Превалируют контроль и проверки, снижается мотивация».
Г-н Адамский утверждает, что решения в последнее время принимаются без должной экспертизы, исследования и апробаций. Например, он не видит смысла в простых электронных копиях учебников, введении комплекса ГТО, который, если его сделают принудительным, может принести и вред. К тому же школьникам об изменениях сообщают довольно поздно: «Сочинение вернули, но сделали мерой допуска к ЕГЭ. Вместо повышения творческого настроя оно опять же повышает страх и тревожность». Сегодня, полагает эксперт, начали возвращаться к старым методам, не желая тратить время на разработку новых, что «не решает задач подготовки поколения к новой жизни».
«Сочинение отменили, потому что оно выродилось. Темы были известны заранее, и на них уже было написано множество сочинений. Дети просто списывали. Сейчас же стало понятно, что при всей его уродской форме сочинение формировало важные навыки. Детям тяжело выражать свои мысли, все уже их кругозор. Надеюсь, что новые критерии и темы не испортят того, что начало возрождаться», – сказал «НИ» член Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Минобрнауки, учитель русского языка и литературы московской школы №57 Сергей Волков.
Источник: www.newizv.ru/society/2014-08-29/206955-horosho-zabytoe-novoe.html
|
|
|