Деградация телевизионного шоу-бизнеса имеет признаки неофобии
Триумф неофоба
Российское телевидение отработало новогодние праздники с признаками тяжелой психической болезни
«Новые Известия», 7 Января 2017 г.
Сергей Львов, самодеятельный психиатр
Зимние каникулы 2016-2017 гг. наше телевидение отметило фантастическим достижением: ни один телеканал за две недели праздников не показал ничего и никого нового. Похоже на симптомы психической болезни - неофобии.
Киркоров, Басков, Пугачева, Галкин…
Галкин, Басков, Пугачева, Киркоров…
«Операция «Ы», «Ирония судьбы», «Кавказская пленница»…
«Кавказская пленница», «Иван Васильевич меняет профессию», «Ирония судьбы»…
Сочетание гайдаевских и рязановских комедий вкупе с голубыми и не очень огоньками - это праздничная «верстка» четверки главных телеканалов. Те же ТВ, что помельче, занимались банальным самоцитированием, как-то показом своего же старого сериала из 20 серий подряд, либо своих же старых передач в той же навязчивой непрерывности. Те же, кто совсем мал, крутили старые выпуски КВН и «Уральских пельменей».
Похоже, что телевизионное начальство, несмотря на конкуренцию, совершило коллективный сговор - не показывать ничего и никого нового. Это весьма выпукло характеризует как само начальство, так и его представления о телеаудитории, которая иначе называется «российским народом».
Получается, что по обе стороны голубого экрана мы имеем все симптомы и признаки психического расстройства - неофобии.
При этом налицо - все пять видов этого недуга.
Первый - это технофобия, или патологическая боязнь новых технологий - проявился в архаичном способе производства телепрограмм. Как бы пение «звезд» под фанеру на фоне пьющих Советское шампанское зрителей в студии родилось в то время, когда Алла Пугачева еще под стол ходила. И никак не меняется и доныне.
Второй вид неофобии - гнозеофобия, или деструктивный страх знаний и новой информации - блистательно отражен в полном отсутствии каких-либо познавательных программ, фильмов и передач на «праздничном» ТВ. Они похоронены заживо развлекательным продуктом.
Третий вид - футурофобия, или боязнь предстоящего будущего - проявлен отказом ТВ хоть что-нибудь и в любом жанре сообщить зрителям, что год грядущий нам готовит и что вообще нам ждать от ближайшей хронологической эпохи в социальном, технологическом, финансовом, культурном смыслах и аспектах.
Четвертая ипостась неофобии - эргазиофобия, или страх совершать действия и движения - выражается в зацикленности ТВ на самом себе. Если анонс - то только следующей телепрограммы. Не переключайтесь! Не выходите из дома! Сидите или лежите перед телевизором!.. Единственным исключением из правила был сюжет в новостях НТВ о катках в разных городах России, куда как бы и не грех сходить. Но уж коли собрались, то рискуете пропустить развязку сериала про Бешеного, Бывалого, Лохматого или Кривого, которого то ли пришьют свои, то ли завалят чужие.
Пятый вид нашей болезни - пищевая неофобия, или отвращение к любой новой еде. Вся телевизионная «классика» 21 века уводит в советское прошлое с его навязчивым оливье, заливной рыбой («какая гадость!») и абхазскими мандаринами в Советском шампанском.
По мнению телепродюсеров, протухшая еще в прошлом веке солянка будто бы безошибочно дает рейтинг. Хотя ни одного опроса, например, о реальной популярности наших телезвезд, я не встречал. Во всяком случае среди многочисленных знакомых и родственников нет НИ ОДНОГО, кто хоть раз в жизни купил диск Киркорова или согнал его песни на флешку. Но по каким-то неведомым причинам телепродюсеры уверены: если российскому обывателю не показать Киркорова с Пугачевой и Галкиным вслед, то провинциальных тетушек возрастом 50+ хватят все симптомы неофобии - тремор рук и ног одновременно, одышка, потливость, приступы тошноты, рассеянность и даже ступор и онемение (поскольку страх нового сковывает все тело!). Если же среди телепродюсеров найдется карбонарий, который вместо Фили и Коли предложит неизвестного Ваню с Маней, то тремор и тошнота гарантированы у телевизионного начальства, большим рублем отвечающего за рекламные бюджеты. Так это или нет - неведомо, поскольку только практика является критерием истины. Но откуда ж она возьмется, если ко всему новому у людей из телевизора есть очевидное отвращение.
Таким образом, порочный круг неофобии замыкается. Две его сферы (то бишь сам голубой экран и его аудитория) питают друг друга все новыми и новыми страхами. Идеальной моделью жизни становится День сурка, а единственным развлечением - старые песни о главном и не очень главном. Главное - чтобы старые. Болезнь прогрессирует и все настойчивее требует врачебного вмешательства.
Страдающим неофобией рекомендованы не только таблетки и уколы. На одном из специализированных сайтов сказано, что «необходимо привести в норму свое сознание. Для этого надо постараться максимально сосредоточить внимание на окружающей обстановке (попробуйте достаточно подробно описать все предметы, которые вас окружают).»
С большим удивлением больной начнет открывать для себя реальность. В которой давно нет ни певицы Пугачевой (которая уже НЕ поет), ни супер-звездности ее мужа Киркорова (уже бывшего), ни врача из «Иронии судьбы», ни его новой пассии - учительницы, ни даже подпольного миллионера Корейко с жалким чемоданом резаной советской бумаги… Возможно, что и нынешняя реальность покажется не столь ужасной в сравнении с реальным советским прошлым, его километровыми очередями за дешевой водкой, туалетной бумагой и всем остальным товаром, что необходим человеку.
Впрочем, если болезнь не лечить, то из легкой формы она переходит в тяжелую и хроническую. Из мира реального люди уходят в мир иллюзий, из 21 века - в век 20-й и далее до эпохи питекантропа, из стадии осторожного консерватизма - в состояние дегенерата, который заколачивает окна и форточки - чтобы не дай Бог ничего нового в его затхлый мирок не занесло.
Боюсь, что к следующему Новому году наше телевидение как средство МАССОВОЙ информации может и не дожить. Пора в конце концов определиться и признать электронные СМИ разновидностью специализированных, нишевых коммуникаторов между Филей, Колей, Аллой и частью населения России, больного неофобией. Сенатор Яровая вполне может внести поправку в закон о СМИ, обязывающую пускать бегущую строку по экрану - "Лицам до 50 лет и с образованием больше трех классов смотреть запрещается!" Ведь есть же аргументированная версия психиатров о том, что душевные недуги передаются от больного к здоровым людям.
Так что лучше подстраховаться...
КСТАТИ.
Петиция под названием «Остановите новогоднее телебезобразие!» опубликована 2 января на сайте Change.Org
В ее основе лежит пост в Instagram музыкального продюсера и певца Максима Фадеева.
«Я не смог досмотреть ни одно музыкальное «шоу» на федеральных каналах. Такое ощущение, что, по мнению руководства Первого и Второго каналов, мир застыл в 1993 году. Невозможный репертуар, лубочная картинка, жуткие шутки и все вместе это — просто погружение в АД!» — написал он. Сам Фадеев предпочел смотреть «Новый год с Владимиром Спиваковым» на канале «Культура» и, по его признанию, боялся переключать программу, чтобы «не попасть в «прошлое», на сельский утренник по заявкам из 80-х».
Источник: Новые Известия
|