Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

 

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Публицистика
Стратегия развития России

"Кремлевский мечтатель" предложил объединить Россию и ЕС

 

Сверхиндустриализация Европы

Журнал Эксперт, № 47, 29.11-5.12.2010


Интеграция России и Европы по Путину позволит создать второго по величине мирового экономического игрока
РИА Новости

Создание гармоничного сообщества экономик от Лиссабона до Владивостока" - с таким программным предложением Владимир Путин обратился на прошлой неделе к Европе сперва в статье, написанной для газеты S?ddeutsche Zeitung, а на следующий день на форуме руководителей ведущих германских компаний в Берлине. Фактически российский премьер предлагает создать третьего глобального игрока мировой экономики, не только по индустриальной мощности, но и по объему ВВП арифметически сопоставимого с США (ориентировочный ВВП к 2025 году - 22 трлн долларов) и Китаем (17 трлн долларов). Европа плюс Россия к 2025 году могут иметь ВВП, превосходящий китайский, - 19 трлн долларов (оценка "Эксперта"), и темпы роста, намного превосходящие американские.

Для осуществления плана Путин предлагает разработать "общую промышленную политику, основанную на сложении технологических и ресурсных потенциалов России и ЕС": "Считаю, что в нашу повестку дня мы должны включить вопрос о поощрении новой волны индустриализации Европейского континента, в том числе путем создания стратегических альянсов в таких отраслях, как судостроение, автопром, авиапром, космические технологии, медицинская и фармацевтическая промышленность, атомная энергетика и логистика". Развивая эту тему на форуме, российский премьер заметил, что перенос производств в развивающиеся страны должен иметь свои ограничители, черту, которую преступать нельзя, иначе "вслед за индустрией Европу начнут покидать инжиниринговые компании, конструкторские бюро, дизайнерские центры, упадет спрос на современные инженерные кадры, квалифицированный труд". "Думаю, - сказал Путин, - что сама мысль понятна. Она продиктована желанием сохранить традиционный деловой спрос Европы, ее ведущую роль в международном разделении труда". Путин подчеркнул, что Россия не будет пассивным приемщиком европейских технологий и рынком для сбыта высокотехнологичной продукции. Мы не только открыты для иностранных инвестиций, но и сами инвестируем, в частности "в общеевропейские научные проекты, такие как сооружение рентгеновского лазера в Гамбурге или ускорительного центра в Дармштадте". Россия готова участвовать в создании совместных инжиниринговых центров, в реализации проектов в сфере энергоэффективности, энергосбережения и использования возобновляемых ресурсов энергии. У нас создаются площадки для привлечения встречных вложений в российскую науку и инновационную инфраструктуру, например Сколково.

По мнению Путина, мы в состоянии создать органичный синтез двух экономик - классической, устоявшейся в ЕС, и новой развивающей, в России, объединяющий технологический и ресурсный потенциалы обеих, позволяющий использовать реальные преимущества и возможности партнеров.

Такой подход чрезвычайно важен и продуктивен. Пять лет назад в экономической доктрине "Вернуть лидерство" ("Эксперт", № 45 за 2005 год) мы писали: "Текущее положение Европы сегодня задает еще один важнейший тренд ближайших десятилетий. Неудача ее последней попытки самостоятельной экспансии на Восток (создание и расширение ЕС привело не к экономической интеграции Европы, а к экономической деградации Восточной Европы) показала, что у нее нет внутренней энергии для продолжения развития. Возможно, все бы не было так драматично, если бы на это не наложилась экспансия Китая на европейские рынки. Она поставила под угрозу само существование европейской индустриальной культуры - культуры, где сначала были созданы, а потом собраны высочайшие достижения в области создания вещей и материалов в промышленных масштабах. Разрушение европейской индустриальной культуры и замещение ее китайской - это проблема не только Европы, но и всего западного мира, так как она предполагает деградацию хозяйственной культуры в целом.

Однако для того, чтобы индустриальная культура была сохранена, в пределах самого западного мира должен появиться большой и быстрорастущий рынок, обладающий более высокой квалификацией и уровнем потребления, нежели Китай. Только в этом случае не произойдет снижения общего индустриального уровня мировой экономики. У нас есть ответ на вопрос, где будет формироваться этот рынок. Это Россия". Сотрудничество Европы и России позволит создать на Евразийском континенте мощную постинформационную экономику сверхиндустриализации, освоить новые принципы расселения, развить новое качество образования и культуры.

Запаздывание в пять лет между тезисами интеллектуалов и политическими решениями следует считать очень небольшим.

Источник: http://www.expert.ru/2010/11/28/sverhindustrializatsiya-evropyi/

 

Комментарий к статье:

Нет ни одного случая в истории, когда тесная экономическая интеграция между промышленно развитой густонаселенной страной и отсталой в промышленном отношении страной с редким населением приводила к пропорциональному развитию этих стран. Зато есть множество обратных примеров. Например, пока существовала тесная интеграция между Великобританией и Северной Америкой (XVII - первая половина XIX вв.), это были отсталые территории, у которых не было никакой промышленности. И такая ситуация сохранялась даже после того как США добились политической независимости от Великобритании (в 1783 г.), но сохраняли с ней интенсивные экономические связи. Лишь после Гражданской войны 1861-1865 гг., когда США отгородились от нее высокими таможенными пошлинами (в чем и состояла одна из главных целей этой войны - см. "Мировую историю коррупции", главу XVII), они очень быстро превратились в ведущую промышленную державу.

Другим примером интеграции разных по своим параметрам стран может служить объединение ФРГ и ГДР, произошедшее в 1990 г. Оно привело к тому, что Восточная Германия, которая была более отсталой и менее густонаселенной, к сегодняшнему дню стала еще более отсталой по сравнению с Западной Германией и еще менее населенной, а уровень безработицы там в 2-3 выше, чем на западе Германии. Третьим примером может служить расширение ЕС. Те экономические проблемы, которые сегодня существуют в рамках ЕС, касаются, прежде всего, более отсталой "периферии": Греция, Испания, Португалия, Ирландия, - а также недавно присоединившихся стран Восточной Европы. Что касается стран "старого ЕС" (Германия, Франция, Италия, Нидерланды), наиболее развитых в промышленном отношении, то они чувствуют себя вполне нормально, у них продолжается экономический рост и сохраняется финансовая стабильность. Им интеграция не вредит, а скорее помогает.

Можно приводить множество других примеров, результат будет один и тот же: тесная экономическая интеграция имеет смысл только между странами, близкими по уровню своего развития и плотности населения. Примером такой интеграции может служить экономический союз между США и Канадой, существующий с середины XIX в. Но даже здесь мы видим, сколь различны результаты этой интеграции: сегодня США по объему ВНП в 15 раз, а по численности населения в 10 раз, превышают Канаду (хотя стартовые условия 150 лет назад были примерно одинаковыми). Причина - в разном климате этих стран: климат в Канаде более суров и менее пригоден для развитие промышленности (энергетические затраты намного выше). Именно эта причина предопределила то, что Канада в рамках данной интеграции развивалась не столько как промышленная держава, сколько как сырьевой придаток США, а для сырьевого придатка не нужно иметь слишком большое население.

То, что предлагает Путин в рамках интеграции ЕС и России - это путь к окончательному превращению России в сырьевой придаток Европы. Потому что по всем трем параметрам (уровень развития, плотность населения, климатические условия) Россия уступает ЕС. Никакого развития российской промышленности в рамках такой интеграции не было, нет и не будет. Но для сырьевого придатка не нужно иметь такое большое население, какое сегодня есть у нашей страны. А достаточно иметь, скажем, 1/10 от населения ЕС (как у США с Канадой) - то есть порядка 50-60 миллионов человек. Спрашивается, а куда глава российского правительства собирается деть остальных 90 миллионов жителей современной России? Ведь эти люди рано или поздно поймут, что их одурачили, и не согласятся с тем, к чему их ведет руководство страны.

Все вышесказанное не является какими-то "законами ядерной физики", недоступными для понимания людей, не имеющих специального экономического образования. Но почему-то наш премьер за 10 лет пребывания у власти ничего этого так и не понял, и продолжает пребывать в каких-то розовых мечтах.

Интересно, что призвав ЕС со страниц немецкой прессы к интеграции с Россией, Путин на берлинском форуме обрушился на ЕС с яростной критикой в связи с новыми изменениями в "энергетической хартии". Ему не понравилось, что ЕС хочет избавиться от монополии Газпрома, запретить последнему владеть трубопроводами на своей территории, продавать газ напрямую европейским потребителям, и что ЕС также требует обеспечить доступ европейских компаний к трубопроводам и нефтегазовым ресурсам на территории России. Путин эти изменения в европейском законодательстве назвал "разбоем".

Позвольте, но что же Вы хотите, Владимир Владимирович? Если Вы призываете ЕС к интеграции с Россией, то извольте подчиняться законам этой интеграции. А они гласят, что сырьевой придаток должен подчиняться установленным ему правилам и законам; колония должна подчиняться распоряжениям метрополии. Никакой другой интеграции между ЕС и Россией нет и быть не может, все остальное - розовые мечтания, которые противоречат экономическим законам и политическим реалиям.

Поразительно, что за такой срок наше нынешнее руководство не только не смогло выработать реальную стратегию развития России, но даже не приблизилось к пониманию этой стратегии. А что бывает с кораблем, капитан которого не знает курса и направления своего движения? В лучшем случае корабль прибьет к какому-нибудь берегу, где можно будет вновь сориентироваться и найти правильный курс, в худшем - корабль просто разобьется о скалы или рифы.

Если же "программа" объединения России и ЕС, выдвинутая Путиным - всего лишь трюк, изобретенный с целью добиться уступок для Газпрома и крупных российских компаний на рынках Западной Европы, то ЕС этим трюком обмануть не удастся (о чем свидетельствуют комментарии некоторых европейских газет). А вот полностью "запудрить мозги" российскому населению и чиновникам (которые сломя голову бросятся "интегрироваться с Европой) эта "программа" вполне способна.

   
Яндекс-цитирование