Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
Пока идут разговоры о модернизации, Россия все сильнее садится на нефтяную иглу и проедает свои сырьевые запасы, не заботясь об их восстановлении
Тренд на раздевание
Журнал "Нефтегазовая вертикаль", № 23-24, 2010
(приводится с сокращениями и комментариями)
Андрей Мещерин
Бюджетный план на ближайшую трехлетку разбивает надежды на качественное обновление структуры отечественной экономики. Разговоры о необходимости искоренять пагубную привычку паразитировать на нефтедолларах так и остались благими пожеланиями. Экономика страны все более плотно подсаживается на сырьевую иглу. Причем, на обслуживание текущих расходов идут все нефтегазовые доходы, которых к тому же недостаточно.
В преддверии парламентских и президентских выборов правительство все больше втягивается в рискованную бюджетную игру, а расплачиваться придется, в первую очередь, нефтяникам. Рост добычи нефти не предвидится, а сумма нефтегазовых доходов год от года увеличивается.
Ожидать новых льгот не приходится. Напротив, фискальная нагрузка на нефтегазовый сектор усиливается.
В ситуации, когда добыча нефти обходится нефтяникам все дороже, закручивание гаек в налоговой сфере может иметь крайне негативные последствия. Тем более что государство не только отнимает все больше нефтегазовых доходов, но и жестко урезает расходы на геологоразведку, то есть - на формирование задела на будущее.
...
Сырьевая зависимость
В будущем году нефтегазовые доходы должны обеспечить 46,2% поступлений в федеральный бюджет. Это немногим меньше показателя нынешнего года (47,5%), но существенно больше доли ответственности сектора за пополнение государственной казны в 2009 году (40,7%).
А в денежном выражении рост нефтегазовых доходов федерального бюджета каждый год устремляется к новым рекордным вершинам: до 4,09 трлн рублей в 2011 году и 4,65 трлн рублей в 2013-м по сравнению с 3,74 трлн рублей, поступление которых ожидается в нынешнем году ...
Президент не устает говорить об инновационном выборе развития и необходимости искоренять пагубную привычку паразитировать на нефтедолларах. Судя по бюджетному плану на ближайшую трехлетку, все это так и остается благими пожеланиями.
Более того, уровень нефтяных цен, который прежде позволял откладывать значительные суммы "на черный день", сегодня уже недостаточен для того, чтобы ликвидировать разрыв между доходами и расходами бюджета ...
В 2000-2007 годах размер ненефтегазового бюджетного дефицита (разницы между доходами без учета поступлений от нефтегазового сектора и всеми расходами) удавалось удерживать в пределах 1,0-3,5% ВВП.
С 2008 года при снижении доходной части бюджета и сохранении значительной части расходных обязательств ненефтегазовый дефицит начал стремительно расти и достиг в 2009 году 13,6%, в 2010 году он ожидается на уровне 13,5% ВВП, а в будущем году - 11,7%.
...
Экономия на перспективе
Невзирая на то, что нефтегазовый сектор является основным донором федерального бюджета, правительство не желает финансировать даже в минимально необходимых объемах развитие ресурсной базы сектора. Госрасходы на ВМСБ (восстановление минерально-сырьевой базы) на 2011 год планируются на уровне 22,04 млрд рублей - почти на 2% меньше, чем было выделено в нынешнем году ...
В 2012 году соответствующие расходы решено сократить еще на 27% до 16,05 млрд рублей. В том числе госрасходы на ГРР (геологоразведочные работы) будут уменьшены с 20 млрд рублей в 2010 и 2011 годах до 14 млрд рублей в следующие два года.
Такой объем финансирования ставит крест на Долгосрочной госпрограмме изучения недр и ВМСБ, утвержденной летом 2008 года. В соответствии с этим документом, в следующем десятилетии из федерального бюджета на ГРР предполагалось выделить 413 млрд рублей, в том числе 32,4 млрд рублей в 2011 году. Ожидалось, что в дальнейшем федеральные власти будут тратить на ГРР по 42,3 млрд. рублей ежегодно.
Речь идет о трехкратном сокращении госфинансирования ГРР. И, скорее всего, это крайне отрицательно скажется на состоянии ВСМБ в целом, так как нефтяники будут планировать свою работу с оглядкой на политику государства.
"Предполагаемое дальнейшее сокращение бюджетного финансирования геологических работ ставит под сомнение возможность реализации основной задачи Долгосрочной программы - обеспечение сбалансированности развития и использования минерально-сырьевой базы РФ к 2020 году," - отметил глава Роснедр Анатолий Ледовских в отчетном докладе по итогам работы в 2009 году. По его мнению, столь резкое свертывание объемов финансирования может привести к полной деградации геологической отрасли.
Поразительно, но на финансовую поддержку СМИ в 2011 году из федерального бюджета выделяется 61,2 млрд рублей - втрое больше, чем на ГРР. А объем расходов федерального бюджета на подготовку и проведение Олимпиады-2014 составит в 2011 году 192,8 млрд рублей - почти в девять раз больше, чем на ВМСБ. Таковы приоритеты правительства В.Путина.
Комментарии к статье:
Приведенные в статье цифры весьма убедительны. Нефтегазовый сектор обеспечивает почти половину доходов госбюджета, но правительство не беспокоится о разведке новых запасов нефти и восстановлении минерально-сырьевой базы отрасли. А без этого отрасль не сможет существовать, уже завтра начнется ее падение, которое сразу скажется и на бюджетных доходах.
Конечно, поддержка СМИ - вещь важная. Они пропагандируют модернизацию и поддерживают имидж нынешней власти. Олимпиада - тоже политически важное мероприятие. Однако, например, в СССР тоже огромные средства тратились на политическую пропаганду и на проведение олимпиад, но это не спасло Советский Союз от развала, а его жителей - от страшнейшего экономического кризиса и разрухи, наступившей в эпоху Горбачева и Ельцина. Не лучше ли эти деньги тратить все-таки не на пропаганду (в таком количестве), а на восстановление минерально-сырьевой базы? Потому что о том, что у нас при Медведеве была "инновационная модернизация", скоро все забудут или будут помнить как некий забавный абсурд, а минерально-сырьевая база все-таки останется. Как в СССР - лозунги тоже менялись каждую пятилетку, но минерально-сырьевая база сохранялась и поддерживалась. Ее сейчас и доедаем. Ну, а как доедим окончательно, потом-то что будем делать?
|
|
|