Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
У России нет ни военной стратегии, ни понимания как вытаскивать "оборонку" из кризиса
"Наши военные не знают, к какой войне надо готовиться"
Эксперт Александр Коновалов объяснил Slon.ru, почему президент Медведев не понимает ситуацию в ВПК и почему оборонзаказ не мог не провалиться
Интернет-газета "Slon.ru", 10.05.2011
Роман Доброхотов
Сегодня Дмитрий Медведев пригрозил"наказать руководителей правительства" за срыв оборонного заказа. Он также поручил до конца мая завершить размещение Гособоронзаказа в полном объеме и представить авансы в соответствии с планами на 2011 и 2012- 2013 годы. Президент "Института стратегических оценок" Александр Коновалов объяснил Slon.ru, почему поручениями Медведева нельзя исправить ситуацию в российском ВПК и для чего у президента и премьера не хватает компетенции.
- Александр, насколько неожиданным было то, что исполнение оборонного заказа столкнется с такими проблемами?
- Это было абсолютно ожидаемо, потому что оборонный заказ исполняется не оттого, что даются такие указания, а оттого, что создается финансовая база и, самое главное, материальная база для производства того вооружения, которое заказывается. Со вторым у нас особенно большие проблемы. Если в Советском Союзе военно-промышленный комплекс был островом военного коммунизма, куда выделялись любые средства, любые материалы, лучшие специалисты, то при столкновении с хоть сколько-нибудь рыночной ситуацией вся эта прелесть рухнула.
- А вам не кажется странным, что президент дает четкие указания по объему и видам вооружений, которые нужно поставить, в то время как на это нет материальной базы?
- Я думаю, что он просто не совсем понимает ситуацию и мыслит на уровне аппарата с кока-колой: опустил доллар - выкатилась баночка, опустил два доллара - выкатилось две баночки. Но военно-промышленный комплекс - это куда более сложный организм, страдающий системными проблемами. Развалились все технологические цепочки, отсутствуют современные элементы базовой электроники, 70% оборудования ВПК полностью изношено. В последние годы было невыгодно работать на военные заказы, и это не было сколько-нибудь благодарной работой.
- А как же военный экспорт?
- Это то, чем мы держались последние годы. То, что раньше было разработано, производилось на экспорт и помогало выжить, но это ни в коем случае не означало инвестиций во что-то новое и разработку новой техники. Как говорил не так давно командующий сухопутными войсками, наш танк Т-90 - это 17-я модификация советского Т-72. Ну, и кроме того у нас попросту нет разработанной и согласованной концепции развития ВПК.
- А чья это в первую очередь вина? Сердюкова? Или Верховного Главнокомандующего?
- Сердюков здесь меньше всего виноват. Это задача высшего политического руководства, которое должно определить возможный характер будущего конфликта: локальный, региональный или масштабный, в каком регионе он может произойти, в скольких конфликтах одновременно мы можем участвовать. У нас никак не разберутся: НАТО - наш враг или друг, надо ли готовиться к войне с Китаем или к угрозе исламского терроризма. В результате нет никакой поставленной задачи и нет системы приоритетов. Оборонный заказ становится похожим на лоскутное одеяло, которое тянут в разные стороны представители Вооруженных Сил. Кому-то нужен "Мистраль", который сейчас, на мой взгляд, нам совершенно ни к чему, кому-то нужен самолет пятого поколения, кому-то - ГЛОНАСС.
- Насколько в целом сильно в правительстве военное лобби?
- Военное лобби заинтересовано, чтобы все деньги шли через них, но само оно не отвечает на вопрос, к какой войне готовиться, какую принимать стратегию развития ВПК. А ведь здесь ключевой вопрос - это приоритеты. Нам что сначала разработать: "Мистраль" или систему связи и разведки для сухопутных сил? Истребитель пятого поколения или бронированные автомобили с противоминной защитой? В итоге на параде мы показываем бронированные автомобили "Тигр", а для производства покупаем патенты у итальянской фирмы Iveco, а броню для этой техники покупаем в Германии.
- А наш бюджет в принципе может позволить обеспечить нормальный оборонный заказ?
- Позволяет, но только в том случае если мы определимся с приоритетами. Нельзя делать все одновременно к 2020 году, тогда мы просто не получим ничего, хотя деньги будут освоены.
- Жесткие высказывания Медведева по поводу необходимости кадровых решений для наказания ответственных - это может помочь решить проблему?
- Трудно сказать, мне, вообще, кажется, что эти заявления носили скорее предвыборный характер. Путин параллельно Медведеву стал создавать инновационную структуру, Медведев же грозится, что те, кто срывает оборонный заказ, могут оказаться в местах не столь отдаленных и работать на свежем воздухе…
- То есть они используют риторику друг друга.
- Да, они пытаются показать, кто шибче.
- Если же оба они договорятся по поводу конкретной военной стратегии, ситуацию можно исправить?
- Я не думаю, что оба эти лидера могут выработать какую-то осмысленную политику в области оборонного заказа. Им это не под силу, это работа не их масштаба. Это задача президента и премьера, но более компетентных, чем ныне действующие.
- Сегодня большая часть оборонных расходов - это социальные статьи, можно ли назвать это сильным местом нашего ВПК?
- О положении военных лучше спрашивать самих военных, но едва ли можно говорить о хорошем социальном обеспечении, когда ветераны присылают Медведеву свои награды, так и не дождавшись получения квартиры. Да и разговоры о том, что лейтенант будет получать 50 000, пока только остаются разговорами. Может, для экономики в целом это и хорошо, но нынешнее положение военнослужащих может дорого обойтись властям. Можно вспомнить, как они перепугались пенсионеров с тазиками после монетизации льгот, можно себе представить, что будет, если возмущаться начнут мужчины в расцвете сил, обученные владеть автоматом.
Источник: http://slon.ru/articles/589013/
|
|
|