Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
В стране, где власть захватили "немцы" - новый этнос, выращенный путем особой селекции
"Немцы" Александра Терехова - роман о новой популяции в путинской России
В новом романе "Немцы" Александр Терехов пишет о нашей раздражающей действительности - хотя бы поэтому его прочтут
Газета "Ведомости", 14.05.2012
Майя Кучерская
В монументальном "Каменном мосту" Александр Терехов реконструировал события неизвестные, в "Немцах" написал о том, о чем все и так в общем знают. О работе лужковской мэрии и префектур, о всевластной супруге мэра, названной в романе Лида, и ее "обожравшейся империи "Добротолюбие - ООО". О распиле-откате как основных принципах существования городских властей, о "непрерывности потоков": "Течет снизу - от судьи, мента, коммерса, учительницы, от попа <...> Если все стекается непрерывно, в одно место, вы представляете, сколько это? Вопрос один: куда девается - все это? Кому башляет Путин?" Впрочем, герой романа Эбергард - глава пресс-службы префектуры начинает задавать эти вопросы лишь после собственного краха.
Как и все, процент отката Эбергард не называет вслух, пишет на салфетке или листке, а потом густо зачеркивает цифры и рвет бумажку. Зачем эта детская конспирация, все же и так в курсе? Затем, что у этой системы свои ритуалы, опознавательные знаки, скупой язык. "Порешать вопрос" - вот основное выражение, которое тут повторяют постоянно, чтобы в конце концов упереться в цифры на салфетке.
Ощущение после книги Терехова возникает примерно как после недавней "Эволюции человека" Александра Маркова, в двух томах своего труда доказывающего, что человек - та же обезьяна. Терехов исследует другой биологический феномен: новую породу, выведенную в путинской России и невероятно расплодившуюся. Ее представляют префекты, их замы, секретари, советники, руководители городских департаментов и те, кто при них, еще - начальник РУБОПа, у которого после дня рождения ну никак не закрывается гараж - потому что под завязку забит микроволновками, автомобильными телевизорами, суперпылесосами, клюшками для гольфа, домашним кинотеатром и упаковками пледов, кавказской буркой и перчатками для бокса, а также подушечками с вышитыми петухами (сцена заталкивания вещей в переполненный гараж - из самых уморительных и сильных в романе).
Терехов условно назвал исследуемых человекообразных "немцы", некоторых даже наградил немецкими именами, прозрачно намекнув: это - захватчики, душевно онемелые существа, немые, чье существование сведено к реализации инстинктов (основной - хватательный), не способные по-человечески говорить и думать. Вирус немецкости, или расчеловечивания, заразил не только городских чиновников, но и их родных, которые как будто и ни при чем. Старую и новую жен Эбергарда, например, - измученную жизнью Сигилд и еще не уставшую, преданную Улрике, которая пытается объяснить в тяжкую для героя минуту, что пока они вместе,"пока все живы, пока живы наши мамы, здоровы детки - ничего страшного не происходит". Эбергард ее не слышит - он уверен: в случае его увольнения Улрике не сможет отвыкнуть от комфорта, а значит, самое страшное - потерять не близких, а изящно обставленную квартиру, машину, хорошую поликлинику, отдых.
Проще всего прочитать роман "Немцы" как социальную сатиру, беспощадный разгром коррумпированной системы, но остановиться на этом - значит снять только первый слой. Скальпель Терехова режет глубже, больней. Эбергард и постоянно сливающийся с ним автор убеждены: в той или иной мере онемечены все, без исключения. Так что не будем обольщаться: "Немцы" - произведение вполне мизантропическое. Единственный положительный персонаж здесь - собака, обожающая своего хозяина. Оттого-то Эбергард, давно не ощущающий реальности добра, зла, верности, реагирующий на мир исключительно рефлекторно, с таким маниакальным упорством цепляется за отношения с дочерью-подростком - это последний остров человечности в нем, единственное, что может обогреть ледяную нирвану его нарциссизма, дух которого, кстати, витает не только над героем, но и над романом. Потому что, будь он раза в полтора короче, текст только бы выиграл, но так и кажется, что Александр Терехов слишком хорошо понимает, что пишет блистательно, безжалостно и красиво (что действительно так!), и просто не может остановиться от восхищения перед таким мастерством, вычеркнуть лишнее.
Это, впрочем, на фоне общего формального совершенства романа - сущая мелочь, сокрушают "Немцы" другим. В их финале мэра утверждают на новый срок, и значит, война продолжается, житья от фрицев нет и не будет, но слов "домой хочу", "я так давно не видел маму" тут никто не произнесет. Потому что в мире, который создает Терехов, никакого дома и мамы не существует по определению, никакой точки подлинности, правды, места, где живут родные, любимые люди, нет и не может быть.
Источник: www.vedomosti.ru/lifestyle/lifestyle-culture/news/1735241/net_zhitya_ot_etih
|
|
|