Случайная иллюстрация
из Трилогии
|
Нынешний бюджетный кризис в США развивается по сценарию российского дефолта 1998 года
Резать сильнее
Газета "Ведомости", 14.04.2011
(приводится с комментариями)
Екатерина Кравченко
У США нет внятной стратегии по снижению долгового бремени (сейчас - $14,2 трлн), заявил МВФ. Фонд считает это риском для восстановления всей мировой экономики, говорят его эксперты.
Средний уровень дефицита развитых экономик в 2010 г. снизился на 1 процентный пункт до 7,75%, отмечает фонд, а в США вырос до 9,8%. В марте дефицит бюджета США вырос на $122 млрд, по итогам 2011 г. составит $1,7 трлн (данные минфина). Ранее бюджетный комитет конгресса оценивал дефицит в размере $1,5 трлн. Cтраны "двадцатки" запланировали двукратное сокращение дефицитов к 2013 г., США собираются наращивать долги вплоть до 2016 г., пишет МВФ.
Ситуацию ухудшает возможность технического дефолта, отмечают аналитики Economist Intelligence Unit (EIU). Одобренный конгрессом порог дефицита составляет $14,3 трлн. В случае усиления противостояния в конгрессе этот сценарий вероятен, отмечают в EIU.
США предстоит рефинансировать долг размером 28,8% ВВП в 2011 г. и 25,6% в 2012 г., подсчитали эксперты фонда. Нагрузка растет, а экономика замедляется, констатирует Николас Тенев из Barclays Capital: в I квартале темпы роста составят около 1,5-2 против 3,1% в четвертом.
Вашингтону потребуются урезать расходы в два раза сильнее, чем планируется, настаивает МВФ, также нужны масштабные реформы в сфере социального страхования и налогообложения.
Споры по бюджету продолжаются в конгрессе США. На прошлой неделе республиканцы согласились на сокращения расходов на $38,5 млрд в 2011 г. и на $4 трлн в ближайшие 10 лет.
Вчера президент Барак Обама представил свой план сокращения бюджетного дефицита: он предложил еще снизить финансирование национальной обороны (не на $75 млрд, а на $150 млрд) и социального страхования. Но в прошлом году радикальные предложения не прошли, отмечает экономист IHS Global Insight Нариман Беравеш: "Обама вынужден был пойти на уступки республиканцам, продлив на два года налоговые послабления, введенные во время президента Джорджа Буша".
Источник: http://www.vedomosti.ru/newspaper/article/258500/rezat_silnee
Комментарии к статье:
Для любого экономиста очевидно, что необходимость рефинансирования государственного долга в течение 2 лет в размере 55% ВВП страны (о чем говорится в статье) - задача почти невыполнимая для любой страны. Как с ней собираются справиться американские чиновники, совершенно непонятно. Тем более что состояние государственных финансов США не внушает доверия и не вызывает желания покупать американские облигации. Так, за два последних месяца (февраль-март 2011 г.) доходы федерального бюджета США составили 261 млрд. долл., а расходы - 672 млрд. долл., соответственно, дефицит бюджета составил более 400 млрд. и в том же размере за эти 2 месяца выросла общая величина госдолга США, превысив размеры американского ВВП. Таким образом, американское государство не просто живет не по средствам, тратя в 2,5-3 раза больше того, что оно собирает со своих налогоплательщиков, но оно все больше втягивается в игру под названием "финансовая пирамида" - игру, столь знакомую россиянам по 1990-м годам. Суть этой "игры" состоит в том, что погашение ранее взятых обязательств (облигаций или иных бумаг) возможно лишь за счет выпуска новых, причем во все больших размерах, т.к. необходимо погашать не только сам долг, но и набежавшие проценты.
Конечно, пока размер процентов, уплачиваемый американским государством по своим ценным бумагам, весьма невелик, он составляет всего лишь порядка 1% годовых. Но это достигается посредством поддержания искусственно низких процентных ставок и посредством того факта, что львиную долю ценных бумаг США выкупает Федеральная Резервная система (ФРС), потенциально создавая угрозу долларовой инфляции. Вместе с тем, уже видны признаки того, что такое неустойчивое положение не может более продолжаться: во-первых, в последние месяцы резко выросли процентные ставки по долгосрочным ценным бумагам американского казначейства (составив уже 4-5%), во-вторых, в США усиливается инфляция, в-третьих, инвестиции в американские бумаги уже не рассматриваются рынком как самый надежный вклад, и в частности, последние мировые катаклизмы ("революции" в Северной Африке, цунами и землетрясения в Японии и т.д.) не привели к "бегству" инвесторов в эти бумаги, что всегда происходило ранее, а привело к прямо противоположному явлению - к "бегству" от доллара и к падению его курса.
Поэтому сегодня, для того чтобы американское государство в течение 2011-2012 гг. смогло рефинансировать около половины выпущенных им ранее облигаций, составляющих более 50% ВВП страны, ему придется либо резко поднимать процентные ставки: с нынешнего 1% до 3-5%, - либо продолжать прибегать к "печатному станку" (именно это происходит, когда бумаги выкупает ФРС). Второй путь грозит инфляцией и все ускоряющимся снижением курса доллара, которое в какой-то момент может перейти в неконтролируемое падение. Первый же путь приведет к такому резкому росту стоимости обслуживания госдолга: с нынешних 13-15% доходов бюджета до 30-60%, что он грозит окончательно превратить государственные финансы США в "финансовую пирамиду". Ведь ни одно крупное современное государство, тем более с теми иждивенческими потребительскими привычками, какие сложились в США, не в состоянии выдержать такое высокое бремя обслуживания госдолга.
Россия - одна из немногих стран, которая имела опыт "финансовой пирамиды" в области государственных финансов. Именно такой в 1990-е годы была печально известная пирамида ГКО - краткосрочных государственных долговых бумаг - которая привела к дефолту 1998 года, сопровождавшемуся банкротствами банков, массовыми потерями для населения России, доверившего этим банкам свои сбережения, и почти 4-кратной девальвацией рубля по отношению к доллару.
Опыт этой российской пирамиды (см. "История коррупции в России", п. 26.3) позволяет сделать следующие выводы, касающиеся нынешней "финансовой пирамиды" в США и прогноза курса доллара:
Вывод № 1. У каждой "финансовой пирамиды" есть своя "точка невозврата", то есть момент, когда заемщик (в данном случае государство) уже не может посредством каких-то собственных резервов (увеличения налогов, урезания бюджетных расходов и т.д.) или любым другим путем остановить дальнейший рост долговой массы. У российского государства, организовавшего рынок ГКО в 1993 г., такая "точка невозврата" была пройдена где-то в районе 1996 года, когда стоимость обслуживания ГКО достигла 50% доходов госбюджета. После этого дефолт был лишь вопросом времени. Для американского государства такой "точкой невозврата", судя по всему, станет 2011 год, что совершенно очевидно из приведенных выше цифр. До конца текущего года США должны будут сделать выбор: либо резко повысить процентные ставки (что будет означать повышение стоимости обслуживания долга до 30-60% доходов госбюджета), либо продолжать раскручивать маховик долларовой инфляции, переходящей в гиперинфляцию - другая разновидность банкротства государства, при которой оно обманывает и своих граждан и иностранцев тем, что резко обесценивает свою национальную валюту.
Вывод № 2. У всякой "финансовой пирамиды" наступает предел, то есть момент, когда она более не может существовать, и должна обрушиться. У российской пирамиды ГКО этот предел наступил в 1998 году. Когда наступит этот предел у американской "финансовой пирамиды", сказать сложно: все будет зависеть от того, какой из двух описанных выше сценариев выберет администрация США. Но независимо от этого выбора целый ряд действующих сегодня мощных факторов приближают этот момент. Среди них - утрата доверия к американской экономике, которая в последние годы демонстрирует все большую слабость, и утрата доверия к доллару, а также нежелание других стран мириться далее с его гегемонией. В частности, на саммите стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) 14 апреля с.г. указанные 5 крупнейших государств мира договорились об установлении системы взаимных расчетов и взаимного кредитования в национальных валютах. А это значит, что по доллару нанесен еще один мощный удар - сфера его использования в международных расчетах и кредитах продолжает сокращаться, и США становится все труднее "впаривать" другим странам свои долларовые облигации и одновременно поддерживать доллар от обвального падения.
Из всего вышесказанного можно заключить, что крах доллара в ближайшие 2-3 года неизбежен. Любой из описанных выше двух вариантов стратегии правительства США приведет к одному и тому же результату. Если оно повысит процентные ставки, то доллар временно укрепится, но резко вырастет бюджетный дефицит, усугубится кризис в экономике США, еще более ускорится процесс увеличения государственного долга, а следовательно, реально уже очень скоро возникнет угроза дефолта американского правительства. Если оно выберет стратегию низких процентных ставок и "печатного станка", то ввергнет США в гиперинфляцию, а доллар начнет стремительно падать. Но США - это не Португалия и даже не Россия, банкротство которых является катастрофой лишь для граждан этих стран, но не для мира в целом. Банкротство США, в любом из указанных двух вариантов, приведет к дестабилизации всей мировой экономической системы, основанной на долларе, и к новому удару мирового финансового кризиса, намного более страшному по своим последствиям, чем кризис 2008 года.
|
|
|