Юрий Кузовков, Трилогия Неизвестная история

    СПИСОК ТЕМ:
  1. Строительство флота Петром I
  2. Реформа армии при Петре I
  3. Реформы Петра I в промышленности и торговле
  4. Социальные реформы Петра I, введение полицейского режима
  5. Реформы Петра I в отношении крестьян
  6. Реформы Петра I в отношении дворян
  7. Реформа церкви – вероисповедная политика
  8. Финансовая реформа Петра I
  9. Административные реформы и «бюрократическая революция»
  10. Реформа самодержавия
  11. Петр I и культура
  12. Общая оценка реформ
  13. Личность Петра I
  14. Историческая цензура кас. Петра I и его реформ

Случайная иллюстрация
из Трилогии


Случайная иллюстрация из трилогии
 

Диалог
Дискуссии

Реформы Петра I (петровские реформы). Неизвестная история

Внимание! Желающие принять участие в дискуссии могут выбрать любую из тем и писать свое мнение, вопрос или добавление в специальном окне в конце страницы. Регистрироваться не обязательно, нужно лишь набрать код для защиты от спам-роботов. Просьба отнестись с пониманием к тому, что Ваши записи могут подвергаться "модерации". Приветствуется открытость - указание своей фамилии, имени и отчества или имени с адресом электронной почты. Эта личная информация хранится у администратора сайта, а на сайте публикуются только имена участников дискуссии.

ТЕМА:

Петр I и культура

Смотри также раздел "Преобразования в сфере культуры"
в статье "Реформы Петра I"
 

Петровские ассамблеи и увеселения

 

Историки называют их «безобразными попойками» и «непристойными забавами» (Анисимов, с. 32; Павленко, с. 137; Ключевский LX)

Есть многочисленные описания этих «безобразных попоек» и «непристойных забав» очевидцами (Покровский, т. 3, с. 178, 203)

Князь Михаил Щербатов «характеризовал ассамблеи как исчадие пороков» (Павленко, с. 768)

Солоневич называл ассамблеи «петровским публичным домом» (Солоневич, с. 460)

По мнению Буровского, Петр I занимался «растлением правящего класса» (Буровский, с. 437)

 

В учебниках – «политкорректные» фразы, изменяющие до неузнаваемости выводы историков

«Оригинальная фигура царя… внесла разительные перемены в дворцовый быт… Внешняя фамильярность обращения “компанейцев” с царем вносила в придворный быт новые черты… Упрощались традиции, исчезала скованность»; на ассамблеях «были игры, были танцы, был чай, лимонад, шоколад и т.д.» (Милов, с. 118)

«Петр добивался, чтобы общение окружавших его людей было свободным и раскованным… Частыми в покоях царя, в домах его соратников стали дружеские пирушки»; на ассамблеи каждый «мог запросто заехать на чашку чая , сыграть партию в шашки или шахматы… Другими становились и манеры… появился так называемый "политес", правила хорошего тона» (Сахаров, с. 596-597)

Строительство Петербурга

 

Историки указывают на большую смертность при строительстве Петербурга и неимоверную стоимость самого строительства, на ошибки и несуразности в планах Петра I по строительству города и в самом процессе строительства и слепое копирование им голландских примеров (результатом чего, в частности, стали постоянные наводнения в городе) (Ключевский, LXIV; Буровский, с. 429; Башилов, XIX).

Согласно свидетельствам Меншикова, французского консула де Лави и датского посла Юст Юля, высказанным в официальных письмах своему начальству, смертность на строительстве Петербурга была чудовищно высокой (Павленко, с. 734) подробнее см. статью Википедии «Реформы Петра I», раздел "Преобразования в сфере культуры").

 

В большинстве учебников об этом нет упоминания

 

Только в учебнике Сахарова говорится:

«Закладка будущей российской столицы показывает всю степень и гениального предвидения, и риска, и фантазии, и сумасбродства Петра, пожелавшего повторить на местных островах, речках и протоках, в топкой и гнилой местности свой любимый Амстердам… Людей царь не жалел, и здесь сотни тысяч подневольных крестьян, ремесленников, солдат оплодотворили своими загубленными жизнями и сам город, и его верфи…» (Сахаров, с. 554)

Предания о Петре I – антихристе

 

Были широко распространены в народе при жизни Петра – настолько, что рязанский митрополит Стефан Яворский в 1703 г. написал труд «Знамение пришествия антихриста и кончины века» с целью опровержения народных преданий о царе-антихристе (Рожков, т. 5, с. 243)

Было множество народных картинок и произведений, рисовавших Петра I в образе антихриста или душегуба; многие из них распространялись православными проповедниками (Рожков, с. 264-268)

Возникло целое религиозное учение – «антихристология» (его придерживалось несколько течений раскольников – бегуны, странноприимцы, спасово согласие, духоборцы, молокане и др.), в соответствии с которым Петр I был антихристом или главным рогом антихриста, патриарх Никон – лжепророком антихриста, а остальные цари – рогами поменьше: «зверь о 10 рогах» (Покровский, т. 4, с. 209-225; Рожков, т. 5., с. 264)

В учебниках вскользь упоминается о случаях антипетровской пропаганды и говорится о народных легендах и былинах, прославлявших Петра

 

«В первые десятилетия правления Петра I нередки были случаи антипетровской пропаганды под знаменем апокалипсических идей пришествия Антихриста. В ответ на них появилось обширное сочинение… Стефана Яворского…» (Милов, с. 109)

 

«в былинах, исторических песнях, своеобразных сказках отразилась, уже как легенда, и фигура Петра I (белорусский сказ «Петро Велики», «Плач войска», «Смерть Петра», «Как на охоту Петр ездил» и др.)» (Милов, с. 115)

Бездумное насаждение иностранной культуры среди дворян 

 

Ношение иностранной одежды дворянами стало обязательным, равно как и бритье бороды и усов; ни то, ни другое не было обязательным для крестьян и большинства горожан.

Насаждение в среде дворянства использования иностранных слов (при Петре в русский язык внедрено 4,5 тыс. иностранных слов), массовая отправка дворянских детей на обучение за границу.

(Подробнее см. статью в Википедии "Реформы Петра I", разделы "Дворянство" и "Преобразования в сфере культуры")

Отчасти признается в учебниках

 

«… столь резкое насильственное приобщение к внешней культуре Запада способствовало в дальнейшем ущербному для нации цивилизационному обособлению господствующего класса от коренных культурных традиций русского и иных народов России» (Милов, с. 126)

«появились и признаки чрезмерного и порой необдуманного увлечения всем иностранным, чему пример подавал и сам царь. Достаточно сказать, что русский язык в это время пополнился 4 тысячами новых иностранных слов… Началось настоящее засорение русского языка» (Сахаров, с. 598)




Оставить свой комментарий
Представтесь войти на сайт
Сообщение
Защита от
спам-роботов

Введите цифровой код, указанный на картинке, в поле под ней
<<< Перейти к предыдущей теме | Перейти к следующей теме >>>
   
Яндекс-цитирование